Велопоездка в восточный Крым: Феодосия, Орджиникидзе, Коктебель 2018

Длина маршрута: 65 км (пл.Чонгар — Джанкой) + 16 км (Владиславовка — Феодосия) +32 км (Феодосия — Оржоникидзе — Феодосия) + 36 км (Феодосия — Коктебель — Феодосия) + 65 км (Джанкой — пл.Чонгар )= 214 км.

Участники : Я, Виктор, руководитель поездки  и сусанин в одном лице.  Алексей, он же кум — идейный вдохновитель поездки. Наши жёны  Елена и Татьяна начинающие велолюбители.

ХешТег: #велособаки

Велы: Trek 7000 (гибрид), Kellys, два Giant.

Маршрут:  Коростень — Киев (электричкой); Киев — Новоалексеевка (поездом); Новоалексеевка — пл. Чонгар (электричкой); пл. Чонгар  — Медведевка —  Джанкой (велосипедом); Джанкой —  Владиславовка (пригородным поездом); Феодосия — Орджоникидзе — Феодосия; Феодосия — Коктебель — Феодосия;   Феодосия — Джанкой (пригородным поездом); Джанкой — Медведевка — пл. Чонгар   (велосипедом); пл. Чонгар — Новоалексеевка (электричкой);  Новоалексеевка — Киев (поездом); Киев -Коростень (электричкой)

Время поездки: 25 августа—  2 сентября 2018 г.

Вот и состоялась наша вторая велопоездка в Крым. При чём в этот раз компанию мне и куму Алексею составили наши жёны. Кто не читал о приключении двух #велособак в 2017 года, вот ссылочка (откроется в новом окне): На велосипеде в Крым из Украины: Возвращение в Крым или приключения двух велособак , почитайте на досуге.

Как и прошлый раз, идея поездки пришла спонтанно. Была неделька свободного отпуска в конце августа. И мы решили, почему бы не провести её на море. На Чёрном море. В Крыму на Чёрном море. За вечер проработали маршрут, состыковали транспорт, проверили наличие билетов на поезд. До поездки оставался еще месяц. А мысли увидеть Феодосию и Коктебель уже не давали спокойно спать в первую же ночь.

День 0. Коростень — Новоалексеевка

И вот день поездки. Спаковались на перроне в Коростене, загрузились в Хюндай до Киева. Кстати велосипеды в сам вагон не поместились, пришлось их ютить в тамбуре, благо мы сидели недалеко, а ехать было полтора часа. Алексей с женой поехали электричкой и уже в Киеве паковали велосипеды. На одном велосипеде ни в какую не захотели откручиваться педали, погнули ключ, неудачно пытались купить в районе вокзала новый ключ на 15, в итоге пришлось велосипеды паковать  с прикрученными педалями, а сам велосипед класть поперёк полки и прикручивать к решетке вентиляции (в плацкартном вагоне). Остальные 3 билета у нас были в купе (вагон на 10 купе, верхняя полочка коротенькая и одна), еле получилось уложить один велосипед на верх, остальные ехали рядом с нами (сложили столик). Компания в купе попалась то, что надо: ехал парень с мамой и котом из Беларуси в гости. Мама парня – поэтесса, рассказала нам огромное количество разных стихов о жизни, любви, дружбе. Как было тут не выпить по чуть-чуть, под стук колёс да задушевные беседы.

День 1. Новоалексеевка — Феодосия

Ночь пролетела быстро, в 5 утра мы с велосипедами искали на перроне электричку, которая должна была отвезти нас в сторону границы (на Сиваш), дабы съекономить лишних 30 км пробега. Еле нашли, еле успели (пришлось мотаться по пешеходному мосту). А потом опять случился казус (как же без казусов то): вышли не на той остановке. В интернете как составлял маршрут не смог найти точно на какой остановке нам выходить, уже и гугл карты с космоса смотрел. В итоге решил логично, что раз таможня в Чонгаре, значит и выходить на пл.Чонгар. Выгрузились, осмотрелись – чисто поле и светящаяся таможня в паре километров. И тропинка. Спросили местного — получился по тропинке проехать на границу, на что получили ответ: если не хотим пробитых колёс колючками, которых в этом году просто тьма, то нужно возвращаться на одну остановку назад и ехать через село Чонгар по асфальту. Благо электричка с Сиваша возвращалась через полчаса. Опять загрузка в электричку с баулами, опять экстремальная выгрузка фактически в откос (перрона хватает максимум на 2 двери электрички — и они на остановочных пунктах не совпадают). Это нужно было снимать на видео, словами эмоций не передать. Ну да ладно, впереди Крым!

Прокатились по селу Чонгар, асфальта мало, дороги полуразбитые, фермы в таком же состоянии. Пол часа и мы на границе. Те, кто приехал на таможню автомобилем завидовали пешеходам, нам завидовали еще больше, даже в шутку предлагали меняться железными конями — очередь из авто растянулась на километр.

Украинская таможня как и в прошлом году — пару вопросов, при чём всей нашей группе общие: сколько валюты везём, есть ли колющие и режущие предметы, наркотики и т.п. Сало то мы везли, для украинца может это и как наркотик, но для нас в велопоездке оно было дополнительным источником энергии. Так что на все ответы отрицательно покачали головой и с ветерком проскочили расстояние в пару км до российской таможни.
На российской границе людей было побольше, однако очередь двигалась быстро. Вместо 2-х окон с таможенниками как в прошлом году, сейчас работало сразу 4-ре. Вопросов опять же по сравнению с прошлым годом практически не задавали, прошли через рамку металлоискателя и вперёд. Привет, Крым, в этом году я уже не сам, а с женой, может когда и с детворой приедем!
После таможни решили сбегать в туалет, пришлось ютиться под забором — наш люд обгадил туалеты до неузнаваемости, может конечно редко убирают, но факт есть факт. Также обратили внимание, что на некоторых авто поснимали колёса (крымчане едут до границы на авто, дальше уже нельзя, вот «делки» и снимают колёса покуда хозяин в Украину уехал).

11 км и мы опять в гостях у Лешиных родственников в Медведевке. Снова прекрасный сытный завтрак-обед, воспоминания о родных, разговоры о политике, жизни стран, судьбах людей не по своей воле оказавшихся по разные стороны границы.

Пришлось ремонтировать первые проколы колючками в своём велосипеде и велосипеде жены. Решили выехать пораньше, чтобы успеть на пригородный поезд Джанкой-Керчь и выйти по ст. Владиславовка , а там немного до Феодосии оставалось, чтобы приехать засветло.
После сытной еды и пару чарочек педали крутились вяло. Тормознули сфотографировать Крымский канал — скоро там деревья вырастут и можно будет грибы собирать.

Джанкой встретил новыми многоэтажными домами для военных, наверное концентрация военных в Крыму больше чем где либо. Прокатились по Джанкою, хороший такой небольшой городок.

Сюрпризы нас ждали на вокзале. Мало того, что мы приехали за 20 минут до отправления, так еще чтобы попасть на вокзал нужно было пройти через рамку металлоискателя (выложить всё из карманов), рюкзаки прокатать через сканер, велосипеды разрешили провести мимо всех устройств (можешь в раму велосипеда что хочешь напихать). Покуда развязались, прошли все преграды, покуда купили билеты — еле успели. К слову билет на велосипед стоит дороже билета на пассажира. Такая вот «особенность» Крымских железных дорог. Ну и на самом перроне ждал еще один «сюрприз» — вместо понравившихся нам в прошлом году электричек с большими местами под велосипеды (по ходу отреставрированные из Питера) нас ждали 3 плацкартных вагона с маневровым тепловозом. А у нас 3 минуты до отправления и не сложенные велосипеды. Пришлось пихать так, как есть, буквально по ногам людей, раскидывать наши велосипеды по всем тамбурам. Электрификации то в сторону Керчи нет, этого я не учёл при планировании маршрута вообще. В одном из вагонов были даже биотуалеты (к слову сломались еще не отъехали от Джанкоя). Со слов проводников на верхних полках ехать нельзя – их как бы нет. На что уже мы посмеялись, что если забраться на верхнюю полку и её как бы нет, то и нас как бы тоже нет. В общем пригородный транспорт что у нас, что в Крыму – внёс горчинку в наше в целом приятное велопутешествие.
Пару часов и мы во Владиславовке.  А там еще 16 км к Фео. У меня поломался багажник, пришлось в срочном порядке его ремонтировать, помогло не очень, но как-то доехал. Дорога Владиславовка – Феодосия в очень печальном состоянии, местами её ремонтируют, но в целом ехать практически невозможно, очень долго ехали. По пути увидели строящуюся трассу Керч-Симферополь, добротная трасса будет и удобная. А также нашему взору открылись прекрасные виды на Феодосийскую бухту, с такого ракурса Фео я еще не видел.

Последний раз в Феодосии я был в 2011-м, город мне безумно нравится и хотелось увидеть его вновь. Еле перешли нынешнюю дорогу перед въездом в город Керч — Симферополь, машин – прямо нескончаемый автобан. После строительства моста поток авто в Крым увеличился конкретно. По самому городу также было трудно передвигаться на велосипеде – машины, люди, светофоры. Короче наша поездка чем то напоминала мне прошлогоднюю в Севастополе. Да, в 2011-м в городе не смотря на поток отдыхающих на улицах было поспокойнее. Нашли с первого раза своё жильё – недалеко от бульвара Старшинова мы сняли домик на 4-х с кондиционером и личным холодильником,  газовой плитой за вполне доступную цену как для Крыма. У нас был вариант жить в палатке, так что условия в которых мы проживали можно считать хоромами.

Распаковались, перекусили и вперед на море. А море после дороги было прекрасное — теплое, нежное, ласковое. Я как будто и не уезжал с Феодосии, всё такое знакомое и родное. Побродили по набережной, присмотрелись к ценам, цены в целом кусаются, на то она и набережная. Музыканты как всегда исполняли свои миниконцерты, детей веселили атракционы, уличная еда на каждом углу. Если не считать завышенных цен и расчёта в российских рублях, то по первому впечатлению ничего не поменялось в ставшей родной за много лет отдыха Феодосии.

День 2. Феодосия (море, набережная, магазины, море)

2-й день пребывания в Крыму посвятили городу отдыху от велосипедов. Купались, ходили в супермаркеты, скупились. Цены по акциям на 10-15% дороже наших украинских, на другие товары неакционные на 25-50% дороже в зависимости о продукта. Вино от 120 грн за литр самого дешевого (к слову все равно вкусного — Крым есть Крым).

Вечером опять набережная, уличные музыканты не все, но большинство поют не хуже эстрадных звёзд – приятно отблагодарить монеткой за подаренный праздник для души. В целом Феодосия не поменялась кардинально с 2011-го. Да что то построили новое, что то перенесли, в основном добавилось супермаркетов, лавочек, памятников. А так все как в старые добрые украинские времена, каждая улочка знакома, каждый дворик помнится.

Вдоволь нагулявшись уставшие, но счастливые пошли спать.

День 3. Феодосия – Орджоникидзе (Кайгадор)

3-й день согласно нашему плану мы посвятили поездке в прекрасное место – посёлок Орджоникидзе. С утра заехали в церковь, приятное душевное место. Половина пути пролегала в гору, даря прекрасные виды на море и Феодосию. По пути я опять «словил» колючек, надеялся доехать хотя бы в двухякорную бухту для обеда и ремонта, но пришлось после перевала в чудесном месте с видом на упомянутую бухту ремонтироваться.

Еще и как назло поломалась шланга от насоса. Благо много машин останавливалось для красивых селфи на фоне моря и гор и я накачал спущенное колесо от автомобильного компрессора. 5 минут экстремального спуска – и мы уже у моря, вот ты какая двухякорная бухта, о которой я слышал, но ни разу не побывал. Море в бухте мелкое, тогда немного штормило и мы вдоволь надурачились на волнах.

Вкусненько отобедали уткой, благополучно врученной нам тётей Алексея еще в Медведевке, а также попробовали бутилированного крымского вина – хорошее вино и в стекле.

Обнаружил опять спущенное колесо. Пришлось опять бортировать, клеить, еще парочку колючек нашёл, прямо  «везло» мне на проколы. Поиски насоса у стоящих на пляже авто не дал результата, скорее всего жлобились доставать и гемороиться, типа купаться же приехали. Пришлось качать своим полурабочим, что-то накачал доехать до Орджоникидзе. В самом поселке также пришлось поискать насос — какое -то не особо хорошее впечатление сложилось от жителей Орджо. Поделился компрессором парень, который привёз продукты в магазинчик, спасибо ему за это!
Бухты посёлка как всегда имеют потрясающий неземной, лунный вид. В Фео море штормило, в Орджо же просто штиль. Вода прямо в какой-то дымке, очень приятно было плавать. Для любителей селфи – просто масса вариантов.

Выпили разливного симферопольского вина, послушали группу, которая подняла настроение до заоблачных вершин, на пляже играли в волейбол. Одним словом — полный релакс.

Наверное поэтому мы поздновато выдвинулись домой, солнце уже начинало садиться, за час его не было на небе вообще, а еще через пол часа начало стремительно темнеть, безумно быстро темнеть. Дорога домой была в гору, добрую часть пришлось подниматься пешком, фонариков с собой не взяли (о чём жалели всю дорогу – было крайне опасно находиться на темной дороге с гоняющими в поворотах машинами). Еле вылезли на перевал — посёлок красиво моргал огнями, будто спрашивая — куда же вы в темноту то ушли от классной и беззаботной жизни. А далее был спуск, местами экстремальный, местами на велосипеде, местами пешком. Короче по разному. Слава Богу спустились в Феодосию, освещенную Феодосию целыми и невредимыми и зареклись больше без фонарей никуда не выезжать.
Ложились спать уже часов 12 ночи, уставшие. По плану на следующий день была поездка в Коктебель, но мы уже подсознательно понимали, что она может не состояться.

День 4. Феодосия (море, крепость, горная часть)

Проснулись поздно, долго решались ехать сегодня в Коктебель или пожертвовать Приморским (в который был план съездить в последний день) и уже съездить завтра. Сошлись на том, что нужен день отдыха после нашей экстремальной поездки в Орджоникидзе.

До обеда – море, супермаркет, короче матрас полный.
После обеда — культурная программа: армянская церковь, могила Айвазовского, крепость, горная Феодосия, центральные улицы города. Находились в тот день много, увидели интересного также много. Покушали с дерева вкуснейшего инжира (мягко говоря «одолжили»).

Возле крепости увидели санитарный вертолёт, который то ли привёз, то ли увозил больного в Симферополь. По словам местных сан.вертолёт летает часто, в горах наверное не особо хорошо  больных возить скорыми.
День закончился вечерними купаниями в море — конец августа позволял принимать водные процедуры не только днём.

День 5. Феодосия – Коктебель

В Коктебель поехали достаточно рано, чтобы назад вернуться не как с Орджоникидзе. Моя жена решила не тратить силы перед обратной завтрашней поездкой в Новоалексеевку и поехала автобусом.

Сначала еле выехали с города на трассу (даже со светофором), по трассе Керчь – Симферополь можно ехать – нормальная полоса для велосипедов, мопедов. Нам немного мешал моросящий дождик, который в принципе только сделал асфальт чуть скользким. По дороге уже на Коктебель видели аварию — куча битого стекла, авто в кустах. Да, в горах нужно быть поаккуратнее. Пересекли золотую параллель – по долготе и широте одно и то же значение.

Не знал, что такая есть перед Коктебелем, прикольно.

Проехали мимо горы дельтапланеристов (когда-то Коктебель назывался Планерское из-за того, что на этой горе возникают восходящие потоки и начинающим планеристам легко обучаться – сиганул с горы, а воздушный поток сам тебя какое-то время поддерживает в небе). Реально ветер шатал велосипед в разные стороны с порядочной силой, пришлось сбрасывать скорость спуска в посёлок до безопасной. Проскочили поворот на коньячный завод и вот она, знаменитая арка- врата с не менее знаменитой надписью «Страна Коктебель». Фото на память обязательно.

В Коктебеле практически пробка – центральная улица одна, транспорта, людей, велосипедов много. В переулочках к морю также народу хватает и продавцов также достаточно.

Море в Коктебеле, гора Карадаг — прекрасное сочетание для отдыха и релакса. Особенно с крымским вином. Жаль, что в бывшем фирменном магазине коньячного завода именно коктебельского вина на разлив нет, любое есть, а вот коктебельское только в стеклянных бутылках (в 2000-х мы покупали вино 5-ти литровыми бутылями на разлив).

Коктебель также как по мне не очень поменялся с 2011-го. Как всегда хорош. Пару фото с новыми объектами, ну и старыми также и мы уже не дожидаясь вечера взяли путь на Феодосию.

По дороге начался плотненький дождик, просидели час на остановке, даже успели покушать вкусного винограда с поля («одолжили» по старой схеме, не наглели — всего по пару гроздочек). На трассе Симферополь – Керчь увидели еще одну аварию, только помасштабнее — скорее всего из-за скользкой дороги «догнали» друг друга с десяток машин. Нужно быть поаккуратнее.

Без приключений и к моей радости проколов, добрались в Фео. Эмоций на день хватало, докупили крымских сладостей на подарки родным. Упаковали рюкзаки. Время летит быстро, особенно на отдыхе. Легли спать пораньше – нужно было очень рано вставать завтра утром.

День 6. Феодосия – Новоалексеевка

Подъем в 4 утра, быстрый завтрак. Прощание с хозяевами дома, хорошие добродушные люди, сами из Украины родом – спасибо Вам, Маргарита, за гостеприимство!

Опять сканер и рамка на ж.д. вокзале. Прошли успешно. Велосипеды немного собрали (открутили педали и повернули рули для компактности), все поместились в один нерабочий тамбур.
С поезда увидели солнечную станцию, гораздо приятнее смотреть на неё, чем на атомную.
В Джанкое были в 9 утра. Времени до поезда – целый день. Решили заехать опять к родственниками Алексея. Доехали как раз на обед. По дороге с Джанкоя нашли источник с водой, пообщались с местным жителем, тот был очень печален по поводу закрытия проезда с Крыма для товаров — раньше он возил лук, орехи, зерно, короче всё, что вырастало на севере Крыма на оптовый рынок в Копани  Запорожской области и все имели хороший заработок: он как перевозчик, жители сёл как производители продукции. Сейчас со слов местного жителя возят товар в Симферополь, но это совсем не те масштабы и деньги так как со строительством моста Крым наполнился товарами из Краснодарского края.
На обед к дядьке Алексея — Ивану  попали ровно в 12 часов. Даже успели принять душ перед едой. Иван и его жена Оля – очень добрые и гостеприимные люди, накормили, напоили домашним вином и коньяком, пообщались так, что за те пару часов проведённых в их доме, не хотелось уезжать. Для меня крымская родня Алексея — уже и моя родня также, будут в наших краях – обязательно позову в гости.

Также еще заехали и к тёте Вале, к которой заезжали по пути туда (и в прошлом году также заезжали). Надавали нам еды в дорогу, дядька еще и вина домашнего нам подгрузил, чтобы нам скучно не было в поезде. Одним словом — замечательные люди! Обязательно ждём в гости, когда будете на своей родине.

11 км и мы на границе, людей мало, российскую прошли быстро, на украинской даже с велосипедов не слезали — пропустили так, наверное та же смена была, что нас пропускала туда — узнали.
В Чонгаре прикупили рыбки, опять же на гостинцы, да и себе покушать. По дороге на электричку с Чонгар — Новоалексеевка потерял велокомпьютер (видать со спиртными напитками во время обеда мы явно переборщили, негоже так делать в следующий раз), пришлось возвращаться искать — нашелся, немного подбитый, но рабочий. На перроне запаковали велосипеды, опять увидел спущенные колёса, колючки в этот раз достали как никогда.

Погрузка в поезд прошла успешно — получилось поперёк на 3-ю полку всунуть сразу 2 велика, предварительно зафиксировав их между резинками от рюкзаков, натянутыми поперек полочек (кто ездил в купе — поймёт, реально можно 2 велосипеда запихнуть, мы по дороге туда не додумались). Ужинали уже практически стоя (вторые полки были наши), опять мысленно благодарили родственников за еду и напитки.

День 7. Киев – Коростень

С поезда выгрузились без проблем. Проблемой было добраться до нашей электрички на пригородный вокзал – собирать велосипеды было не охота, ведь в электричке их гораздо удобнее перевезти собранные.

Уже в электричке в очередной раз клеил колёса от проколов (благо в Феодосии купили новый насос). Ст. Коростень — и мы дома, из-за сумбура  впечатлений от поездки не верилось, что прошла только неделя.

Вот такая поездка #велособак получилась у нас в этот раз.

Выводы.

1. Велосипед на предмет разборки нужно проверять заранее, чтобы не влипнуть в неприятную ситуацию как у нас с педалями.
2. В Хюндае велосипеды могут не поместиться в вагон, придётся их везти в тамбуре, поэтому берите билеты ближе к выходу для визуального контроля.
3. Проезд границы в Крым стал проще, меньше спрашивают и меньше дорубываются. Автомобилей реально много, проще пешком или на велосипеде пройти.
4. По общению с местными жителями в Крыму вырисовывается тенденция некой ностальгии по тому времени, когда Крым был украинским. Особенно у тех, кто по национальности украинец или каким-то образом связан с Украиной. С их слов с Украиной было проще. Мнение моё, субъективное, так показалось в сравнении с поездкой в 2017 в Севатополь – Ялту (кто не читал — рекомендую: На велосипеде в Крым из Украины: Возвращение в Крым или приключения двух велособак )
5. После строительства моста в Крым количество автотранспорта увеличилось в разы. Что для велотуристов конечно минус.
6. Если ехать куда-то на день, то велофонари нужно брать обязательно — неизвестно когда и при каком освещении придётся возвращаться обратно, если конечно есть желание вернуться целым.

P.S. Отдельное спасибо моему другу и большой #велособаке Сергею за предоставленный для этой поездки велосипед. Крым я на твоём велике уже прошел, могу взять в поездку в Рим (если таковая нарисуется).